Путешествуя по Республике Алтай на своем автомобиле, исследуя разные ее уголки, и доехав до крайней точки – до границы с Казахстаном, с уверенностью могу сказать, что связь времен, далекого и близкого, чувство великого открывается для тебя, маленького человека, именно здесь – на Алтае. Оно охватывает тебя, лишая дара речи, потому что иногда только молчаливое созерцание может помочь тебе ощутить одновременно и свою незначительность, и свое бессмертие в таких местах.
Именно здесь ищут ворота в параллельные миры, вход в Беловодье, энергетические места силы, обновляющие сознание и гармонизирующие разум. Сюда едут за просветлением, здоровьем, возможностью соприкоснутся с чудесами.
На Планете множество энергетических точек, разбросанных по ее территориям, но говорят, что здесь, на Алтае, эти точки – места силы, сконцентрированы в большей степени. Очень часто здесь фиксируют разные аномальные явления, связанные с выходом энергии Земли. Здесь черпают энергию экстросенсы и ясновидящие.
Именно здесь, в царстве Белухи, на границе с Казахстаном, как будто бы на краю Земли, за много сотен километров от современной цивилизации живут в миру и гармонии, тихой размеренной жизнью люди, оставшееся верными своим традициям, сохранившие свою самобытность в изгнаниях, репрессиях и непринятии большинством.
Деревни староверов на Алтае – быт и обычаи.
Старообрядческие деревни я бы назвала уже диковинкой. Верхний Уймон, Мульта, Замульта, Маральник и еще несколько деревень мирно расположились по всей Уймонской долине.
Добравшись до деревни Мульта уже за полночь, проехав 300 км бездорожья, несколько горных перевалов, где освещения трассы отсутствует, подвесной мост через бурлящий поток горной реки Мульта, и въехав в погруженную во тьму деревню – мы пришли в некоторый ужас. Света нет не только на улицах, но и в домах. То ли его выключили централизованно, толи экономят, мы не могли сообразить: как можно жить без света. В потемках найдя забронированную накануне турбазу, мы зашли в номер и упали спать с мыслями: «Какого … ! Зачем мы вообще сюда притащились? Это же у черта на куличках, живут, как в первобытном веке. Даже света нет!»
Какого же было наше удивление, когда на утро мы увидели, что это вполне современная деревня, с приветливыми жителями, большим количеством магазинов, в которых есть все что нужно для жизни, со всеми благами цивилизации.
Тогда нас стал мучить другой вопрос: «А где же здесь староверы?»
Я всегда представляла себе староверов так:
— мужчины с длинными бородами, насупленными бровями, немногословных и даже в некоторой степени чуждых. Люди вне системы. Они живут в своем мире и никого туда не пускают, прочно оберегают свои личные границы и сложившиеся межличностные отношения. Этому же укладу жизни они воспитывают своих детей.
— женщины с кучей маленьких детей, сидящие где-нибудь в углу и не поднимая глаз желающие только одного, чтобы мы поскорее покинули их личный мирок…
Возможно все было именно так в давние времена. А сейчас в старообрядческих деревнях Алтая живут современные люди, ни внешне, ни по общению ничем не отличающиеся от туристов, приехавших из крупных городов.
С бытом старообрядцев, пришедших и заселивших эти земли в 18 веке, можно познакомиться, посетив музей старообрядчества в деревне Верхний Уймон. После раскола русской православной церкви некоторые люди отказались принять новую веру, за что были подвергнуты жестоким репрессиям. В этой связи они были вынуждены покинуть насиженные земли и уйти искать другое пристанище.
Музей старообрядчества в Верхнем Уймоне создан учительницей истории – Раисой Павловной Кучегеровой. Ею же написано множество книг про староверов. А сама она, как только слово скажет, так сразу в какой-то легкий трепет впадаешь. Говорит – как будто поет. Я первый раз такой голос у человека слышу. Моя семья, после рассказа Раисы Павловны, тоже поделились своими аналогичными ощущениями, что голос у рассказчицы удивительный. Как будто задушевная песня льется, то ли фоном к этой песне река журчит, то ли птица поет. Нисколько не преувеличиваю. Съездите и сами послушайте. Может быть тогда поверите))
В настоящей старообрядческой избе, возраст которой 150 лет, воссоздан быт типичной семьи староверов.
В музее можно увидеть старинные крынки, миски, тканные половики, полотенца и другие предметы быта.
Недалеко от печи весит детская люлька с младенцем. Говорят, кто ее покачает, в скором времени будет качать люльку своего младенца.
В горнице стоит ткацкий станок, на стене висят скромная однотонная одежда, которую носили старообрядцы, и яркие тканные пояса.
Семьи были большими и в одной такой избе могли жить до 17-18 человек. Кержаки вели здоровый образ жизни: не курили и не употребляли спиртные напитки, кроме травяных настоек.
Рассказывает Раиса Павловна о том, какое огромное значение староверы придавали чистоте. Например, воду из ковшика пить было нельзя. Каждый член семьи должен был наливать ее в свою личную кружку и только потом пить. Благодаря соблюдению такой гигиены старообрядцам удалось в свое время избежать многих заболеваний, в том числе их не коснулась чума.
Собаку в доме держать категорически было запрещено. Да и они даже подумать не могли о том, чтобы собаку в дом запустить. Считалось, что она – грязное животное и ни в коем случае не должна заходить в дом. Это было большим грехом.
И вот как раз в пользу того, что те староверы давным-давно осовременились говорит тот факт, что терпимо они относятся к собакам туристов. Некоторые так и говорят: «О, вы с собакой. Мы, наверное, не сможем вам комнату сдать. Мы не держим собак в доме!» На что мы им отвечали: «Это же не вы будете держать собаку в доме, а нам сдадите домик, и мы ее будем там держать!» Они соглашались с такой логикой, и мы жили на двух турбазах, сначала в деревне Мульта, а затем в рядом находящейся деревне Замульта со своей собакой.
В советские годы староверы отказывались от назначенной им пенсии, считая это нетрудовыми доходами.
Интересен вход в калитку, которой нет. На фото две доски: снаружи и изнутри забора — это типа калитка. Сначала по первой доске поднимаешься, переступаешь верхушку забора и по другой доске спускаешься. Так староверы раньше заходили на территорию.
В настоящее время основным источником доходов населения старообрядческих деревень Алтая является овцеводство, зерноводство, изготовление кормов. Едешь по трассе и на полях как одуванчики сидят барашки. Как белые пушистые шапочки среди зеленой травы)
Кроме того, в Уймонской долине разводят маралов, перерабатывают и продают пантовую продукцию, которая обладает лечебными свойствами.
Можно принимать мараловые ванны (но говорят лучше это делать исключительно по назначению врача).
Стоимость 1 мараловой ванны – 800 руб.
В Мульте живет много народных умельцев и на главной улице села есть магазинчик народных промыслов, где можно приобрести одежду, предметы быта, сувениры, украшения.
Тут же для вас могут провести мастер-класс по ткачеству дорожки или пояска. Нам было интересно и мы попросили нам показать, как все эти славные вещи производятся на свет)
Вот так ловкие пальцы ткачих складывают причудливый узор, в котором и языческие славянские руны и христианская символика сплелись воедино.
Собрано Раисой Павловной множество пословиц и поговорок старообрядцев. Особенно мне понравилась одна притча, не могу удержаться, чтобы не написать ее здесь.
Притча про поперЁшную жену.
Была у одного мужа жена, да только такая поперЁшная, что все ему наперекор говорила. Бывало, он скажет: «Бритое», а уж она непременно кричит: «Стриженое!».
Скажет, что за оконцем «тихо», а жена спорит, что «шумно».
В горнице темно, а жена кричит – «светло».
Так и жили!
Как-то раз пошли они в поле гулять, а по дороге река встретилась, течение быстрое. Говорит муж жене: «По мостику иди, чтобы не упасть». Но жена-то у него – поперЁшная, не пошла по мостику, пошла по тонкой жердочке. Упала в воду, да и утопла.
Ну что ж, вытаскивать надо и хоронить жену, подумал мужик, да и побежал ее вылавливать.
По дороге люди ему встретились: «Ты куда бежишь, мужик?»
— «Да вот, жена упала с жердочки в реку и утопла. Вытащить надо, да похоронить».
— «Так зачем же ты мужик вверх против течения бежишь? Ты вниз беги, ведь ее течением вниз унесло!».
— «Ну что вы, закричал мужик, не останавливаясь и продолжая бежать вверх по течению. Вы мою жену не знаете, она ведь у меня поперЁшная».
Как добраться до музея староверов на Алтае.Где остановиться: турбазы в Мульте, Замульте.
Горно-Алтайск – Усть-Кокса – 420 км. примерно 300 из них по бездорожью. Из Горно-Алтайска выезжать в сторону Чемала, через Семинский перевал с высотой подъема 1894 м. Самая высокая точка Чуйского тракта. Дальше после перевала по трассе сворот направо на Усть-Кан. В Усть-Кане по главной дороге сворот налево на Усть-Коксу.
Усть-Кан – Усть-Кокса – 120 км.
В Усть-Коксе все время прямо (проезжать мимо Усть-Коксы, в нее заезжать не надо, прямо по трассе).
Усть-Кокса – Верхний Уймон (музей староверов) – 12 км.
Но останавливаются туристы обычно в деревнях Мульта или Замульта, потому что в основном сюда едут ради Мультинских озер.
Усть-Кокса – Мульта (Замульта) – 32 км.
Турбаз в Мульте и Замульте множество. Сами деревни между собой отделены вот таким мостиком.
С одной стороны реки – деревня Мульта, а с другой стороны – Замульта. Все просто))
В Мульте НЕ советую селиться в Алтайну. Там неадекватная администраторша. Не стоит себе настроение портить при знакомстве с ней. Да и на фотографиях в интернете все не так как на деле.
Не на все турбазы пускают с животными.
С турбазы в Замульте заказали такси — съездили в музей староверов и на смотровую площадку, чтобы увидеть самую высокую гору Алтая – Белуху.
Посмотреть цены и забронировать турбазу в Замульте можно через сайт Booking.com. Отметьте в поисковом окне приблизительные даты поездки или поставьте галочку в строке: «Даты поездки пока не известны» и нажмите «Найти». Букин выдаст все возможные турбазы в Мульте и Замульте.
Гора Белуха – самая высокая вершина Алтайских гор.
Уймонская долина очень живописна. Находясь на почти 1000 м над уровнем моря с одной стороны ее окружает Катунский хребет, с другой – Теректинский хребет.
Внизу, в долине, петляя и извиваясь бирюзовой лентой, течет и бурлит река Катунь, которая берет свое начало с горы Белуха, самой высокой точки горного Алтая – 4506 м.
Гора Белуха является символом Алтая. Ее вершину венчает белоснежная корона. Здесь ее царство и все мы в ее власти)
Местные рассказали нам историю, что как-то приехал покорить Белуху один американец. Дошел до подножья, прожил у подножия несколько дней в палатке, а восхождение так и не начал. Сказал, что какие-то неведомые силы не дают ему начать это восхождение. Якобы гора не пускает его. Но самое интересное здесь не это, а тот факт, что приезжает он уже в 4-ый раз. С Америки. И не может начать восхождение. Может правдивы слухи об астральных мирах, энергетических вратах и прочей потусторонности?
Мы же почувствовали непростой характер Белухи, когда, приехав на смотровую площадку, облака моментально скрыли вершину от наших глаз. Успела сделать только вот такую фотографию.
Пока ехали, небо было чистым и солнечным. Мы долго ждали, любуясь ею и в облаках, как японцы своей Фудзиямой, но так и недождавшись вида, стали спускаться вниз на дорогу, чтобы поехать в обратный путь. Мы спустились и облака рассеялись. Вот что это, если не поперЁшный ее характер? ))
Еще заметила, что в туристических обзорах, которые продаются в сувенирных лавках и раздаются экскурсоводами при продаже экскурсий написано, что «… мы с вами заберемся на смотровую площадку… и если вам повезет, то вы увидите Белуху во всей ее красе..» Фраза есть в рекламных проспектах: «если повезет». Видимо мы не первые, от кого она скрылась)) Но я все же считаю, что нам повезло, потому что после первой фото через несколько минут вид был уже такой (ее просто нет, только облака).
Как найти Беловодье.
Беловодье на Алтае – это как Шабала в Тибете. Прекрасная страна где «текут молочные реки с кисельными берегами».
У всех людей есть мечта — найти то место, где каждый день счастливый, где царит добродетель, справедливость и настоящая любовь. Место, где все свободны и живут в гармонии с собой и окружающим миром. Есть такая мечта и у старообрядцев. Они уверены, что легендарная земля – Беловодское царство находится на Алтае. Только найти вход в Беловодье может не каждый, а истинно верующий, духовно продвинутый, проще говоря – просветленный человек.
В музее старообрядцев Раиса Павловна рассказала, что была такая реальная история, как одна из жительниц деревни Верхний Уймон покинула родной дом и ушла на поиски Беловодья. Долго не было от нее вестей, а потом пришло письмо в деревню, что нашла она Беловодье. Вот только рассказать как его найти она не может, забыла путь. Да даже если бы запомнила, у каждого человека свой путь в эту чудесную страну.
На мой взгляд, путешествие по Алтаю — это не туризм выходного дня, а что-то гораздо серьезнее. Местные жители, с кем нам удалось познакомиться и разговориться, тоже считают, что эти места посещает только настоящий турист. Сюда не получится приехать по типу: «мимо проезжал, заехал посмотреть». Сюда едут туристы, преследующие определенные цели: кто-то в поисках алтайской Шамбалы — Беловодья, кто-то полюбоваться высокогорными Мультинскими озерами, а кто-то — совершить восхождение на Белуху. А ведь к поиску истинных ценностей невозможно отправиться налегке. Поэтому достигает цели тут только человек, готовый таскать тяжелый рюкзак за плечами, много раз разбивая и собирая свой походный лагерь.
Путешествуя по Алтаю искала вход в Беловодье
Катя Башкурова.Желаю и вам увлекательных и захватывающих путешествий.
Катя, просто невероятно интересно и познавательно! Так может написать только человек, который побывал в тех местах и лично соприкоснулся с культурой. Про собак позабавило. Теперь, если нас с Альбиошей где-то принимать не будут, я им разъясню, что собаку будем держать МЫ, а не ОНИ :)! А что ж за голос такой у учительницы? Ты сделала хоть малюсенькое видео?
Да-да, Таня, вопрос с собакой прямо меня злил… мне так было обидно за свою собаку, ведь это член нашей семьи, а ее пускать не хотят…))) Ведь она тоже 4000 км намотала, приехала, и что теперь ей делать? домой уезжать в Иркутск?))) Но логика берет верх))) Пустили, еще и похвалили, что она воспитанная))
Видео? Даже как-то в голову не пришло. Если бы заранее знала, что такой голос — конечно бы запаслась диктофоном хотя бы. Так вот не знала, что бывают такие голоса))
Удивительно красивые пейзажи, особенно фиолетовая долина — просто нереальная красота.
Калитка меня позабавила, это надо ж так придумать. Спасибо за интересный рассказ.
Рада, что понравилась статья)) Калитка меня саму забавит, я думаю, а как интересно по ней домой возвращаться например с гулянки, в потемках наверное не осилишь такой вход. Хотя староверы говорят спиртное не употребляли…))
Да, кстати, фиолетовая долина — фото без фотошопа. Немного только контрастность увеличила и все, ничего не делала специально. Вот такая нереальная красота. Тут еще фотоаппарат не может передать всего увиденного. С одной стороны дороги фиолетовые поля, а с другой — розовые. Это что-то)))
Катя, безумно интересный получился рассказ! И мысли в нем очень мне близки. А насчет того, что гора не принимает, я сам скептически к этому относился, пока однажды не испытал это ощущение на нашей горе Светелка (о ней рассказывал в блоге). Вот тогда я поверил в эти рассказы. 🙂
Саша, спасибо, рада, что рассказ понравился.)
Обязательно почитаю про Светелку.)
Я так-то тоже верю, что такое бывает (гора не пускает), что какая-то сила, может быть назовем ее интуицией, держит и не дает что-то осуществить. Мне просто стало интересно, что он (американец) по 4-му кругу приезжает в Россию и все ни как не получается у него осуществить мечту. Такому упорству просто позавидовать остается… Пусть у него в следующий раз уже все получится…))))
Насчет электричества так и недопонял: пользуются им староверы или нет? Или в определенное время любой свет гасят? «Калитка» — явно не для пожилых людей, у современных староверов калитки, надеюсь, более традиционные?
У современных конечно — обычные калитки) А кстати, интересно, действительно, а как пожилые заходили, инвалиды, больные? Я почему-то поинтересовалась только теми, кто пришел домой с гулянки. А про немощных как-то даже в голову не пришло.
Светом конечно пользуются, и телевизором (антенны везде стоят), и интернетом… Свет экономят по всей видимости, либо рано спать вся деревня легла. Просто, приехав в потемках, было как-то страшновато, разные вопросы лезли в голову. Я думала, что на утро проснувшись увидим три развалившихся домика, один из которых наш (условно). А у нас ни воды,ни еды. Волновались, как в этой глуши решим свои бытовые проблемы, не говоря уже о том, чтобы что-то интересное посмотреть. Но все оказалось не так, как думали.)) Турбаз в Мульте и Замульте достаточное количество с различными видами удобств. Выбор есть)
У меня кстати предки староверы, а именно Кержаки! И иногда замечаю за собой привычки присущие этому народу. Например у меня есть своя тарелка и кружка, из которых только я и ем. И другая посуда мне не нужна! =)
Ого, как интересно) А мы всей семьей можем из одной кружки попить (в том числе наши родители). Хотя муж свою кружку только мне разрешает брать и больше никому, ни детям, ни родителям нельзя трогать его кружку. И из своей тарелки тоже никому не разрешает еду брать. Говорит — положите в свои тарелки. Хотя для меня и здесь делает исключение. Может у него тоже какие-нибудь корни похожие)) Надо будет поинтересоваться)
Алтай прекрасен! Да я там не была (далековато-дороговато-не с кем), но знаю, что прекрасен. =) И еще, я полностью с Вами согласна, подобное путешествие — не на выходные, а что-то…более глубокое)
А нам повезло: любовались Белухой несколько дней с разных точек: с Кара-Тюрека и от Ак-Кемского озера. Наш инструктор так и сказал: счастливчики, с первого раза Белуху увидели, другие по много раз ради этого сюда приходят.
Точно — повезло. Здорово! 🙂
Алтай- моя малая Родина.В1962-1963годах яходил втурпоходы по Горному Алтаю.Потом поопределённым обстоятельствам довелось увидеть и Саяны и Гиндукуш и Кавказ и Крым, но красивей чем Алтай (для меня) гор идолин НЕТ.
Юрий, спасибо за отзыв) Мне тоже Алтай запал в душу. Хочу вернуться))
Очень понравилась ваша статья! Вот интересное видео про Уймонский музей https:// youtu.be/68ANvGJi8eQ
Cпасибо, Зинаида, за отзыв!)
Староверы и Старообрядцы — это небо и земля, а у Вас всё в одной куче. Староверы (ничего общего с язычеством) -это наша вера от которой нас увел запад и она была за много тысячелетий до христианства. Старообрядцы это одна из ветвей христианства. Читайте , различайте, получайте знания, не обижайтесь на меня, с Любовью к Вашим путешествиям.
Андрей спасибо за отзыв и свое мнение. Я тоже при подготовке этой статьи читала и интересовалась, разные ли это понятия: «староверы» и «старообрядцы» и нашла другую информацию. Так, термины «староверы» и «старообрядцы» возникли при правлении Екатерины Второй, когда пропагандировалась политика религиозной терпимости. Понятия абсолютно идентичны. Первое значение возникло как слово, которое характеризовало людей, верных своим религиозным предпочтениям. Все, кто не подчинился нововведениям, носили оскорбительное название раскольники, еретики и староверы. Синоним «старообрядцы» ввела в употребление Екатерина вторая, чтобы на некоторое время прекратилось преследование этих групп населения, потому что она внедряла свои реформы.
Я не филолог и не могу дискутировать на тему этимологии данных слов. Но вот такая информация у меня была при написании статьи и она тоже имеет место быть правильной.
Еще раз спасибо, что высказали свое мнение. Ваша позиция очень интересная. Обязательно помониторю литературу)
(Я не филолог и не могу дискутировать на тему этимологии данных слов. Но вот такая информация у меня была при написании статьи и она тоже имеет место быть правильной.)
Извините меня, с таким отношением к истории России скоро молодежь будет говорить, что Россия напала на гитлеровскую германию , а что тоже имеет место быть. Конечно, я задел тему уж точно не очень хорошую для РПЦ и то что пишется про староверов уж точно контролируется ими(на просторах инета). Под любым предлогом с пеной у рта они будут говорить и писать то что вы мне только что написали( о староверах) А то вдруг люди начнут задумываться , шевелить извилинами и будут вникать в суть произошедшего у нас на Руси религиозного переворота и поймут что старая славяно-арийская православная вера была намного лучше . Люди и не задумывались о том что придет время когда если ты совсем обленился общаться с богом , то можно просто заплатить посреднику, чтоб он поговорил вместо тебя , но если вдруг нас сковал какой-то смертельный недуг, то у нас открывается генетическая память, что только только мы должны с покаянием обращаться к творцу Нашему. Славяне-Арии жили по ВЕДАМ, там было первым делом сказано : Мы все равны перед Богом и нет среди нас первых и последних!!!
Был другой календарь, где люди больше отдыхали, было много семейных праздников где они все вместе отдыхали. ( Еще раз спасибо, что высказали свое мнение. Ваша позиция очень интересная. Обязательно помониторю литературу). Не хочу вас агитировать, вы сами выразили свое желание про делать монитор литературы на эту тему. Но как обычно хорошие сайты про Славян-Ариев блокируют ( в связи с экстремизмом) или специально по заказу все перевирают. Еще лет 10 назад можно было прочитать ВЕДЫ, а сейчас навряд-ли. Нас всех развели по территориальным , по национальным, по религиозным » квартирам», а ведь все мы ДЕТИ ЕДИНОГО БОГА , но только не рабы Божии. Разве могут быть у родителей их дети рабами у них? Нынешнее религиозное верование появилось на крови наших предков, слава им и хвала что они хоть как-то сохранили нашу веру, самую правильную, которая несет только ЛЮБОВЬ! Ещё раз извините меня , может я в какой-то резкой форме вам написал, хотелось очень многое написать вам о том что я знаю , но я не знаю ваших интересов,а если человеку это не интересно, навязываться не прилично. С Любовью к Вам и Вашему блогу!
Андрей, делитесь ли вы своими знаниями?
Андрей, спасибо за такой подробный комментарий.
Мне бы очень хотелось с Вами лично связаться. У меня есть кое-какие личные важные вопросы. Я чувствую что Вы сможете помочь найти на них ответы.
Пожалуйста напишите мне на мою почту
olga_lukina8@yahoo.com
Много нелепостей написано про старообрядцев. Особо удивила, так называемая, калитка. Возможно, это обычаи семей, которые переселились и вынуждены были защищаться таким образом в необжитом крае, на то время. Мы Уральские. Я 1971 г. р. Из семьи старообрядцев. Суть не в отрешении от мира всего, который меняется, а в преемственности религии.
Может быть быт уральских старообрядцев отличался от алтайских? У алтайских была такая калитка))
Вот и не приезжайте на машинах сюда. Машины для мегополисов отравленных. Света нет значит у нас так принято. Либо приехал жить и принимай как люди живут, либо домой. Никто никого не держит, единственный передвижной транспорт это экологически чистые лошади. Конечно местные будут не довольны если вы доберётесь сюда на своём авто. Тут парковок нет. Тут все прогресс не жалуют.
Про деревню староверов писал далеко не ведущий человек.если путает староверов с старообрядчиками. Стапообрядчики это раскольники христианской церкви. а староверы -это родоверы древняя вера до христианской руси.
Спасибо большое за статью и фотографии!
Марина, спасибо за комментарий)