Стоило ли ради этой фотографии ехать через весь Узбекистан? Да. Мы не пожалели, что попали на высохшее Аральское море.

Экологическая катастрофа, сотворенная человеческими руками.

Когда стоишь и смотришь сверху на бескрайние песочные барханы, уходящие за горизонт, и представляешь, как когда-то все это было залито водой, становится если не жутко, то по меньше мере, грустно. Как можно было принять такое решение, что исчезло целое море? Ведь не один человек думал над его судьбой, когда решал прорыть оросительные каналы и изменить русла рек Амударьи и Сырдарьи.

Их воды впадали в Аральское море. Питали его и наполняли.

В итоге, Аральское море высохло достаточно быстро. Кажется лет 30 понадобилось.
Корабли сюда привезли для придания месту туристического интереса. Есть где пофотографироваться.

Туристы охотно лазят по ржавым рыболовецким судам и баржам.

В народе это место называют кладбищем кораблей на высохшем Аральском море.

Ржавые баржи перевезли с закрывшегося консервного завода в Муйнаке.
Этот город умер вместе с морем. Он жил морем и тем, что давало море. Градообразующим предприятием был консервный завод.

Теперь явно консервировать нечего.
Там, где была гавань, ржавеют среди песков брошенные рыболовецкие суда – мелкие каюки и внушительные баркасы. Полузасыпанные песком и лессовой пылью они напоминают скелеты гигантских морских животных, выброшенных приливом на пустынный берег.

высохшее аральское море

Ниже видео из моих сторис в инстаграм. Загрузила их на ютуб и получилось 3-х минутное видео с высохшего Аральского моря

Как добраться до высохшего Аральского моря

Чтобы попасть к высохшему Аральскому морю, нужно добраться до города Нукуса. Мы приехали на поезде из Ташкента.

Остановились в Нукусе. Здесь есть очень интересный музей Савицкого, который обязательно нужно посетить. О нем расскажу ниже.

Из Нукуса на рейсовом автобусе доехали до города Муйнак, где находится кладбище кораблей на высохшем дне моря.

Как добраться до Нукуса из Ташкента

Как мы попали на поезд из Ташкента в Нукус в прицепной вагон читайте в статье «Что посмотреть в Ташкенте». Рассказала про небольшую хитрость, как можно поймать билеты из Ташкента в Нукус, если их нет.

Поезд в Нукус отправлялся из Ташкента в 18-10 вечера. В Нукус приехали в 11-00 следующего дня.

Поезда в Узбекистане хорошие, чистые. Практически сразу укачало и мы уснули. Утром выпили по стаканчику кофе с сухариками и вот уже наша станция.

Вышли на привокзальную площадь и удивились. Почему-то на нас не накинулись водители такси, как это обычно бывает. Прошли немного по территории вокзала до дороги, где у обочины были припаркованы автомобили, а неподалеку виднелась остановка общественного транспорта.

Стали спрашивать у людей, где можно поймать такси. Один мужчина вызвался нас подвести. Мы показали в телефоне адрес забронированного гестхауса. Водитель не сразу понял, куда ехать. Позвонил кому-то и сказал, что выяснил, где это находится и можем ехать. Стоимость проезда обошлась в 20 000 сом. На наши деньги это менее 200 руб. Мы согласились не раздумывая. Через 10 минут были на месте.

Где недорого остановиться в Нукусе, фото города

В Нукусе нас немного шокировала идеальная чистота улиц. Не смотря на проведение ремонтных работ, не смогла ни где найти шальную бумажку из под мороженного или конфет. Куда они дели весь мусор?) Городок провинциальный, а проспекты широкие, как в столице. Зеленые зоны, новые здания современного дизайна соседствуют со старыми домиками, похожими на лачуги.

Ниже немного фото города Нукус.
улицы в нукусе путешествие к аральскому морю высохшему
город Нукус фото Каракалпакстан высохшее аральское море
Каракалпакия высохшее аральское море
фото города Нукус путешествие к Аральскому морю которое высохло
Нукус столица Каракалпакстана фото  города
Нукус фото города путешествие к аральскому морю которое высохло

Хороший хостел в Нукусе

Хостел, который мы сняли в Нукусе, назывался Бескулара.

хостел в Нукусе поездка на высохшее аральское море

Двухэтажный, с несколькими комнатами, большой территорией, кухней, парой туалетов и несколькими душевыми. Я осмотрелась и пришла к выводу, что это либо недавно построенный дом, либо капитально отремонтированный. Все внутри сверкало новизной. Полностью оборудован: стиральная машина, гладильная доска, утюг, на кухне исчерпывающий перечень утвари.

Странно, что я не сделала фотографий обстановки внутри хостела. Сама не знаю — почему.

«Слепила» видео города Нукуса и нашего хостела из нескольких сторис, которые загружала в инстаграм и рассказывала подписчикам в прямом эфире о путешествии по Узбекистану и в том числе на высохшее Аральское море. Оно конечно не совсем удобного формата, но составить общее представление о Нукусе и хостеле, в котором мы остановились, можно

Нукус, видео города и хостела

Места в хостеле сдаются по кроватям. Нам удалось забронировать 2 кровати в 2-х местном номере. И получилось, что к нам ни кого нельзя было подселить. Не куда 🙂

Правда сначала на ресепшене выдали ключи от 3-х местного номера. Мы заселились, но я засомневалась, что третья кровать останется пустой.

Пошла выяснять и сомнения оправдались. Оказалось, что к вечеру в этот номер заселят еще одного туриста.

Тогда пришлось предъявить бронь на 2-х местный номер, который бронировали через букингком, и все разрешилось благополучно. Тут же переселили в двухместку.

Чистые новые постели, вся мебель новая. Единственно чего мне не хватило, так это зеркала в номере.

Каково было наше удивление, когда утром мы пришли на завтрак, который включен в стоимость проживания.

Фотографий богатого стола нет. Обыскалась в телефоне и фотоаппарате. Ну как можно было не сфотографировать такое…? Но увы… Фотка из интернета, а меню ниже — наше…

еда в Нукусе

Меню завтрака

Яйцо жареное, вареное, глазунья — на выбор.

Блинчик, сырник, орешки батан, изюм, варенье вишневое, тосты, колбаса, сыр, масло, чай, кофе.

На печеные пирожки нас не хватало.

Посмотреть актуальные цены и есть ли свободные места можно на странице Хостела BESQALA в Нукусе.

Марш бросок на дно высохшего Аральского моря, как добраться из Нукуса в Муйнак

Если заказывать такси в Муйнак от дверей отеля, то стоит поездка 500 000 сом за машину, в которой 4 места. Это почти 5 000 руб.

Если бы мы нашли пару, то возможно комфортнее уехать в Муйнак на такси. Но так как пары не нашлось, мы решили ехать в Муйнак на общественном транспорте и не пожалели.

Во-первых, дешевле.

Во-вторых, интересно было посмотреть на быт местных

Цены из Нукуса в Муйнак на высохшее Аральское море, если едете самостоятельно, следующие:

— такси до автостанции (заказали на ресепшене в хостеле)  8000 сом – 80 рублей

Время в пути — 10 минут.

В 9-00 от автостанции отходит автобус в Муйнак.

Стоимость проезда Нукус – Муйнак – 20 000 или 200 рублей

Время в пути – 3,5 часа

Мы подъехали уже к самому отправлению, поэтому в автобусе практически все места были заняты. Пришлось сесть на свободные и я немного расстроилась перспективе ехать 3,5 часа отдельно друг от друга.

Видимо добродушый, приветливый узбек почувствовал мое негодование и уступил место. Так наша пара воссоединилась.

Добравшись до конечной остановки междугороднего автобуса в Муйнака не успели оглядеться, как к нам подошел местный и поинтересовался, не надо ли вызвать такси до высохшего Аральского моря.

Цена такси от остановки в Муйнаке до высохшего моря – 10 000 сом или 100 рублей. Обратно – столько же.

Таксист оставил нас бродить по дну высохшего Аральского моря и исследовать ржавые баржы на 2 часа. Их вполне хватило, чтобы все осмотреть и сфотографироваться.

высохшее аральское море
Высохшее Аральское море ржавые корабли

Так как  нас еще оставалось время до автобуса, чтобы где-то перекусить, мы попросили отвезти нас в местное кафе.

Едальня оказалась не богатой на меню. Плов, шурпа и цыплёнок топака. Остановили выбор на шурпе и цыплёнке. Принесли еще чайник чая и большую миску хлеба.

Заплатили 25000 сом или 250 рублей.

Цены в рублях я пишу приблизительные, чтобы легче было конвертировать, я их округляю. Если быть точным, то сом к рублю не 1 к 1, а меньше. То есть 10 000 сом – это не 100 рублей, а чуть меньше.

Из кафе до остановки автобуса доехали на местной маршрутке за 1000 сом или 10 рублей. Чтобы она остановилась, нужно выйти на дорогу и махнуть рукой.

Автобус из Муйнака в Нукус отходит в 15-00. Не опаздывайте. Больше рейсов в этот день нет.

На обратном пути нам опять уступили место. Об отношении местного населения к туристам писана небольшую статью здесь.

Музей Савицкого в Нукусе

Гестхаус Бескулара находится в пешей доступности от музея Савицкого.

Честно говоря, в музей мы пошли, бегло прочитав, что был такой Савицкий. Собрал он коллекцию картин. Говорят – хорошую.

музей Савицкого в Нукусе

Но когда пришли и увидели своими глазами, что за коллекция собрана в музее. Удивление вперемешку с шоком. Каааак ТАКОЙ МУЗЕЕЩЕ находится в малюсеньком городке в глубине страны?

Оказалось, что Савицкий коллекционировал произведения авангарда, которые в советское время были запрещены. Ему удалось собрать просто уникальную коллекцию картин русского и туркестанского авангарда.

Мы бродили среди пейзажей и натюрмортов в стиле кубизма, фовизма, экспрессионизма и даже сюрреализма. Увлеклись просмотром и как всегда, ничего не сфотографировали для блога. Разве что вот эту вяленую рыбу)

Картина музей Савицкого

Авторы произведений, представленные в музее, мне не знакомы. Я не сильно разбираюсь в искусстве. Но авангард близок, поскольку люблю Пикассо. А он как раз был авангардистом.

Самый любимый художник – это Василий Кандинский. Его картин в музее также не представлено, но абстракционизм, в стиле которого писал Кандинский, мне кажется, находится где-то близко к авангарду. По крайней мере, и то, и другое, очень нестандартного формата.

А тема, когда «не как у всех» мне всегда была по душе.

В музее также собрана коллекций декоративно-прикладного искусства Каракалпакии и уникальная коллекция археологических экспонатов Древнего Харезма.

Очень много работ художника-авангардиста Волкова А.Н. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее. А это уже о чем-то говорит.

Кстати, коллекция музея Савицкого признана второй в мире по значимости и объему среди коллекций произведений русского авангарда.

Всем советую заглянуть в этот музей. Пробыли в нем 4 часа и лишь голоду удалось нас оттуда выгнать. После окультуривания занялись поиском местного рынка.

Цены на овощи, фрукты в Нукусе в мае

Насмотревшись натюрмортов с вяленой, соленой, копченой рыбой побежали искать городской рынок.

Местные заверили, что купить рыбу там не составит труда. Базар отыскали быстро. Он находится недалеко от музея. Все время идти по главной улице  и выйдешь прямо ко входу в рынок.

А вот рыбу пришлось искать при помощи советов местных, которые отправляли по маршруту «туда» и рукой указывали вектор движения. Когда наконец обитательница рек и морей нашлась, удивлению не было предела.

На небольшом железном лотке, сооруженном на телеге – знаете такой, на которой у нас на центральном рынке мясо развозят, на 40-ка градусной жаре красовалось шесть рыбьих тушь. Вокруг роились, жужжали мухи, и хозяйка лотка заботливо отгоняла нахлебниц замусоленной рваной тряпкой, прикреплённой к палке.

Аппетит на рыбу быстро улетучился и мы купили:

* Самса с мясом – 1500 сом – 15 рублей

* Самса с картошкой – 1000 сом – 10 рублей

* Салат из маринованных огурцов и помидор, по типу нашей корейской морковки — 3000 сом за большой половник – 30 рублей

* Помидоры 11000 — за кило – 110 рублей

* Пучок лука и кинзы — 2000 сом – 20 рублей

* Картошка свежая, новый урожай — 40000 сом за кило – 40 рублей В принципе цены в Узбекистане на овощи, фрукты дешевые, но не на все и зависят от сезона.

Про сезон фруктов в Узбекистане писала в этой статье. Там же можно увидеть цены на фрукты в Узбекистане в мае месяце.

А вот бананы – золотые, потому что привозные. Одни банан стоит 4000-5000 сом или 50 руб. – 1 штука. У нас в мае бананы 80-100 руб. за килограмм.

Гуляла по дну высохшего Аральского моря и исследовала ржавые баржи — Катя Башкурова

Путешествуйте и будьте счастливы)