Чего-то боитесь? Вам сюда!

Секреты самостоятельных путешествий. Маршруты на  авто.

Занимательные истории одной "сумасшедшей" блондинки

Присоединяйтесь, нас уже 1000 +

Спасибо, я уже подписан

формы страха

Страх является неизбежной принадлежностью нашей жизни. Он сопровождает нас от рождения до смерти. История человечества от прошлого до настоящего состоит из попыток преодолеть, уменьшить, пересилить или обуздать страх. Магия, религия и наука прилагают усилия для этого.

Для того, что бы человек мог преодолеть свои страхи, нужно понять, что означают они для личности, какую защитную роль они играют. Только освободившись от оков страха люди могут организовать для себя достойную жизнь. Надежда на возможность прожить без страха остается иллюзией. Человек может ужиться со страхом и объяснить его, но не побороть.
По-сути страшно все то, что неизвестно. Однако можно заметить, что например в современном мире человек не боится ни грома ни молнии, как это случалось в древности.
К солнечным или лунным затмениям мы относимся как к интересным явлениям природы.
Но, мы сегодня испытываем страх перед угрозой новых болезней (например, вирус Эбола – новая смертельная болезнь, от которой пока нет вакцины).
Кроме того, у нас существуют изобилие индивидуальных страхов. Мы боимся мышей, тараканов, жуков, пауков. Испытываем чувство страха перед возможным несчастным случаем на транспорте (полет на самолете). Над нами довлеет страх старости или одиночества. Кто-то боится замкнутых пространств и  не может ездить в лифте, кто-то толпы и не ходит туда, где большое скопление народу. Некоторые испытывают страх при виде безвредных и безобидных животных — жуков, пауков, мышей либо тараканов. Перечислить все многообразие страхов у людей практически невозможно.
Общепризнанным является тот факт, что каждый человек имеет собственную индивидуальную форму страха. Именно поэтому психологи определили и описали «основные формы страха», к которым можно отнести все возможные страхи:

  1. Страх перед самоотвержением (утрата своего «Я» и зависимость).
  2. Страх перед самостановлением (беззащитность и изоляция).
  3. Страх перед изменением (страх перемен).
  4. Страх перед необходимостью (несвобода).

Как пишут психологи и психотерапевты, все возможные варианты страха относятся, в целом, к указанным видам страхов. Все четыре вида (формы) страха связаны с четырьмя основными импульсами, которые всегда встречаются попарно, дополняя друг друга и в тоже время противореча друг другу.

страх потерять свою индивидуальностьПервая пара импульсов, это стремление к самосохранению и самообособленности, т.е. стремление человека обособится от общества и вообще от окружающего мира.
Противоположное стремление – это самоотдача и принадлежность к общему, то есть наоборот, человек не может жить без общества, стремится быть, как говорится «за всегда с народом».
Что это значит? А то, что с одной стороны, мы все испытываем желание не смешивать свою индивидуальность с другой. Мы не желаем быть заменены на другого, мы хотим осознавать нашу единичность как личность. Я – это я. В то же время, наше стремление отделиться от других сочетается со своей противоположностью – потребностью к принадлежности группе или коллективу. Мы отстаиваем наши личные интересы в партнерских связях, межчеловеческих отношениях и в вопросах ответственности.
Как сказывается это на человеке, который предпочитает уклониться от самоотдачи в пользу самосохранения?
Стремления человека, который выбирает самосохранение, быть независимым, не нуждаться ни в чьей помощи, не быть никому обязанным. Это имеет для него решающее значение. Поэтому он может дистанцироваться от других людей, не позволяет приближаться к себе, стремится к отграничению. Нарушение этой дистанции расценивается им как угроза его жизненному пространству, как опасность для его независимости и целостности его личности. Так развивается страх перед близостью в межчеловеческих связях.
В связи с тем, что в реальной жизни от связей уклониться нельзя, он ищет такие защитные формы поведения, которые помогают ему отгородиться от общества.
Они страшатся встречи с другой индивидуальностью, с партнером и стремятся ограничить человеческие связи лишь деловыми отношениями.
В отношениях с окружением они сдержанны, держатся на расстоянии, неразговорчивы. С ними можно быть давно знакомыми, но по-настоящему не знать их. Бывало ли с вами такое, года сегодня Вам казалось, что у вас с каким-то человеком установился хороший (может быть даже – тесный, дружеский) контакт, а завтра он ведет себя так, будто вы с ним никогда не виделись: достигнутая ранее близость внезапно и резко прерывается, и появляется непонятная, необоснованная агрессивность или враждебность? Если бывало, то вы имели общение с человеком, у которого первая форма страха – это страх перед самоотвержением (утрата своего «Я» и зависимость).
Чувство склонности, симпатии, нежности и любви к другому в скором времени оставляет этих людей и сменяется переживанием опасности. Это объясняет, почему они уклоняются от таких ситуаций близости, — они внезапно прекращают близкие отношения, прерывают достигнутый контакт с другим и возвращаются назад, не стремясь более к установленной связи.
Такие люди ищут защиту от своего страха в дистанцировании и освобождении от связей.

страх одиночестваУ некоторых людей наоборот преобладает стремление к доверительным близким контактам, страстное желание любить и быть любимым, соотнесение своей сущности и своего поведения с мерками и масштабами человеческого общества. В их любви превалирует желание сделать любимого человека счастливым — они сочувствуют нам, догадываются о наших желаниях, больше думают о нас, чем о себе, в порыве самоотдачи готовы забыть о себе и, по крайней мере, в данный момент, готовы слиться с понятием «Мы», пренебрегая индивидуальными различиями.
У таких личностей доминирующим является страх утраты в различных его внешних проявлениях — страх перед беззащитностью и одиночеством, страх быть покинутым, страх остаться наедине с собственными проблемами. Они ищут близости и крепких уз, связывающих их с другими, и именно в этом находя защиту от страха. Такие люди идеализируют партнера.
Вроде бы, что плохого в том, что человек стремится сделать счастливым другого человека? Однако, отстраняясь от собственного существования, от индивидуального, человек начинает оценивать себя все более и более ориентируясь на внешние объекты.
Чем меньше мы учимся развивать свое личное существование, свою самостоятельность, тем больше нуждаемся в других. Если «Я» недостаточно развито, то такой человек нуждается в поддержке со стороны и вступает в зависимость от другого. При возникновении зависимости появляется постоянный страх лишиться этой поддержки — ведь он так много вложил в другого, так много делегировал ему полномочий, что не верит в возможность жизни без партнера, так как именно в нем, в другом, заключено его существование. Такие личности ищут зависимости, которая сулит им безопасность. Вместе с зависимостью, возникает страх утраты, поэтому они прилагают все усилия для удержания другого, панически реагируя даже на кратковременную разлуку. Таким образом, образуется типичный порочный круг, который может быть разорван только с риском для собственного существования, так как автономия субъекта в данном случае разрушительна.

страх переменВторая пара импульсов, это стремление к постоянству и безопасности. Противоположное стремление – к изменениям и риску.
Каждому такому стремлению свойственен страх перед противоположным стремлением. То есть, если вы стремитесь к постоянству и безопасности, то вы, скорее всего, боитесь каких-то рискованных ситуаций, например вы не станете прыгать с парашютом, вас страшат изменения вашего сложившегося жизненного уклада, вы боитесь потерять все то, что уже имеете, потому что боитесь рисков и изменений. И наоборот, те люди, которые любят рисковать, стремятся к переменам, они боятся застоя, боятся, что каких-то постоянных вещей, возможно даже это может проявиться в постоянстве в отношениях.
И так, третья формы страха — страха перед преходящим, при котором у человека усиливается страх перед временным характером своего существования. Общим следствием такой склонности является стремление все оставить по-прежнему. Чтобы как-то справится со страхом, такие люди пытаются найти или восстановить уже изведанное и проверенное. Когда что-либо изменяется, они расстраиваются, становятся беспокойными, испытывают страх, пытаются отделаться от изменений, уменьшить или ограничить их, а если они происходят — помешать им или преодолеть их. Они противостоят тем изменениям, которые с ними происходят, занимаясь при этом сизифовым трудом, так как все мы находимся в потоке событий, «все течет и все изменяется» в непрерывности возникновения и исчезновения, и никто не может остановить этот процесс.
Как вообще выглядят эти попытки? При таких состояниях мнения, опыт, установки, главные правила и привычки удерживаются железной хваткой. Новый опыт либо отклоняется, либо, если это невозможно, трактуется как уже давно известное и испытанное. Это не только исключает возможность попытки исследовать неизведанное с точки зрения веры в прогресс, но и вызывает тенденцию затормозить, сдержать или даже предотвратить стремление других людей к открытию нового, к развитию.

 страх постоянстваИ противоположность данному страху перемен, страх прожить жизнь в «своем болотце» как премудрый пескарь (все наверное в ДЕТСТВЕ  читали эту ВЗРОСЛУЮ сказку ?!).
Очарование нового, неизведанного, манящего давно известно. Радость риска в такой же степени присуща нашему существованию, как жажда вечности и потребность в безопасности.
Авантюризм живет в нас, далекие страны привлекают. Мы ищем встреч с новыми людьми, мы торопимся использовать и исчерпать все возможности нашей жизни, расширить, обогатить и осмыслить новые встречи.
Такие люди стремятся к переменам и свободе, перед ними открыты шансы и возможности будущего. Их стремление к свободе это, по преимуществу, стремление к свободе от чего-то, а не для чего-то. Одержимые доминирующими в настоящее время желаниями, не принимая во внимание последствия этих желаний и не пытаясь проверить их реалистичность, они живут по принципу «после нас хоть потоп». Они боятся всяких ограничений, традиций, закономерностей и порядка, которые так значимы для лиц, испытывающих третью форму страха.

Характер каждого переживаемого человеком страха зависит от истории становления личности. От предрасположенностей человека, его наследственности, от душевной организации и духовной составляющей личности. Таким образом, наши страхи имеют свою историю.
Каждый из нас встречается со страхом перед самоотдачей в его различных формах, которые, в общем, являются ощущением угрозы нашему существованию, нашему личностному пространству или целостности нашей личности. Каждая попытка открыть душу, довериться другому, каждая симпатия и любовь таят в себе угрозу, так как делают нас ранимыми и менее защищенными, как будто мы отдаем другому частицу нас самих. Поэтому всякий страх перед самоотдачей, самоотвержением связан со страхом утраты собственного «Я».
Каждый встречается также со страхом перед становлением «Я», перед индивидуализацией, который в разнообразных формах встречается как общеизвестный страх одиночества.
Каждый встречается также со страхом перед преходящим характером нашего существования, перед неизбежностью приближающегося конца и его внезапностью. Чем больше мы держимся за жизнь и пытаемся сохранить ее, тем больше расширяется этот страх, принимающий разнообразные формы всеобщего страха перед переменами.
И наконец, каждый из нас встречается со страхом перед необходимостью, перед суровостью и строгостью окончательного, который при всем разнообразии форм является общим страхом перед неуклонностью законов и сложившихся установок. Чем больше мы стремимся к неограниченной свободе, тем больше страшимся, последовательности и реальности с ее определенными границами.

Таковы основополагающие страхи нашего существования, столь важные для нашего зрелого развития, которые нельзя миновать.

Наши мелкие страхи (боязнь тараканов, или полетов на самолете, а может быть темноты или замкнутых пространств) могут быть преодолены, и, в конечном счете, от них можно избавиться тогда, когда мы проанализируем и узнаем, какой же страх лежит в их основе.
Преодоление страха — это победа, которая делает нас сильнее, каждое уклонение от борьбы — это поражение, ослабляющее и уязвляющее нас.
Не углубляясь в серьезную психологию отметим, что осознание человеком своего страха и предположение о его источнике свидетельствуют об определенной ступени развития личности, о достижении зрелости (личностного роста).

Статья написана по материалам книги
немецкого психолога и психотера­певта Фрица Римана.

Фото: из просторов Интернета.

Не бойтесь! Все будет хорошо! Я узнавала! 🙂
Разобравшись со своими страхами и определив, к какой форме из четырех они относятся, предлагаю преодолеть первую степень борьбы с ним и СМЕЛЕЕ нажимать на кнопки для того, чтобы поделиться статьей со своими друзьями в социальных сетях.

Хотя если вы относитесь к людям с первой формой страха, то, скорее всего, вы не зарегистрированы в соц. сетях. Тогда, может быть, просто оставите комментарий? 🙂

Хочу получать новые статьи на свою электронную почту!

Автор: koten.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Блог Башкуровой Екатерины о самостоятельных бюджетных путешествиях по России и миру. Все права защищены

Копирование материалов с сайта запрещено и преследуется по закону.
Яндекс.Метрика